21 ЯНВАРЯ 1924 ГОДА
В этот день перестало биться
сердце основателя партии нового
типа и первого в мире
социалистического государства.
Вся страна, потрясенная горечью
тяжкой утраты, замерла в трауре и
скорби. По улицам столицы день и
ночь двигались к Дому союзов, к
Ильичу многомиллионные вереницы
людей.
А ранним морозным утром третьего
дня траурной недели на пустынной
Красной площади начали разбирать
деревянные трибуны. Одновременно
появились люди с рулетками и
колышками, которыми руководил
молодой архитектор Алексей Щусев.
...В первом часу ночи его пригласили
в Дом союзов.
- В артистической комнате при
Колонном зале, куда меня провели, -
вспоминал позже Алексей Викторович,
- находились члены правительства и
комиссия по организации похорон
Владимира Ильича Ленина.
Навстречу поднялся председатель
комиссии Дзержинский:
- Товарищ Щусев! Мы получаем тысячи
телеграмм и писем. И по требованию
народа правительство решило
сохранить образ Владимира Ильича
для последующих поколений,
поручить вам спроектировать и в
трехдневный срок построить склеп.
Немного подумав, Щусев ответил:
- Часа через четыре, Феликс
Эдмундович, эскиз будет готов.
Его проект был утвержден
правительственной комиссией
ранним утром 24 января, и Щусев сразу
же приступил к разбивке
предстоящей стройки - напротив
Сенатской башни, в 25 метрах от
Кремлевской стены, между братскими
могилами борцов революции.
ДВА ВРЕМЕННЫХ
О морозах тех дней слагались
легенды. Лопались водопроводные
трубы, на лету падали воробьи, а
земля промерзла больше чем на метр.
Ее буквально грызли кирками и
ломами.
Помогать приходили делегаты
Волховстроя - детища ленинского
ГОЭЛРО, венгерские коммунисты во
главе с Белой Куном,
интернационалисты - поляки,
австрийцы, финны.
К вечеру 26 января в котлован был
спущен уже готовый остов склепа. А к
трем часам ночи 27-го плотники
забили последний гвоздь. И лишь
отделочники покинули Мавзолей - на
Красную площадь уже вступал
почетный караул.
Первый Мавзолей не был похож на
сегодняшний. На фоне Кремлевской
стены возвышался трехметровый куб,
увенчанный трехступенчатой
пирамидой. На нем по фасаду из
черных дубовых брусьев была
выложена надпись "ЛЕНИН".
Справа и слева от куба размещались
две деревянные надстройки, похожие
на сторожевые будки, для входа и
выхода посетителей.
Все три сооружения были обшиты
тесом-вагонкой в "русскую елочку".
Пол, стены и потолок склепа были
сделаны двойными, с прослойкой из
опилок деревьев хвойных пород.
В центре склепа на постаменте
находился саркофаг с тремя
вырезами в верхней металлической
крышке (два боковых и один верхний),
чтобы можно было видеть Ленина до
пояса.
Уже в этом первом временном
Мавзолее Щусев заложил идею
кубизма (куб - символ вечности),
которую развил в двух последующих
усыпальницах.
Ровно в 16 часов 27 января радио и
телеграф объявили всей стране: "Встаньте,
товарищи, Ильича опускают в могилу!"
Со Спасской башни поплыла над
Красной площадью мелодия "Интернационала".
В Ленинграде, на Марсовом поле,
вспыхнули пятьдесят три ярких
костра - ярких, как пятьдесят три
года жизни Ильича. На 5 минут
остановились все поезда, станки,
машины.
Первый временный Мавзолей
просуществовал 1,5 месяца. За это
время в нем побывали около 100 тысяч
посетителей. В марте 1924 года он был
закрыт - началась подготовка к
сооружению более монументальной
усыпальницы.
"Сооруженный с исключительной
быстротой склеп на Красной площади,
- писала 3 февраля 1924 г. "Правда",
- представляет собою только остов
той временной деревянной постройки,
которая должна быть воздвигнута".
Воздвижение новой, но тоже
временной, деревянной, усыпальницы
началось в марте 1924 г. И вскоре
перед Сенатской башней вырос новый
Мавзолей темно-коричневого цвета.
Он был значительно больше по объему,
имел совершенно другую форму,
сохранив, однако, идею кубизма и
ступенчатое завершение. Стены
Траурного зала были обтянуты
красной материей с черными
полосками. Вместо свинцово-медного
был установлен хрустальный
саркофаг, созданный по проекту К.С.
Мельникова.
Макет второго Мавзолея хранится в
Центральном музее В.И. Ленина.
1 мая 1924 г. впервые с трибуны нового
Мавзолея руководители партии и
правительства приветствовали
военный парад и демонстрацию
трудящихся столицы.
ИЗ ВЕЧНОГО КАМНЯ
Обе первые усыпальницы Ильича
строились как временные, ибо не
было уверенности в длительном (на
десятки лет) действии бальзама.
Сначала даже специалисты
предсказывали, что тело В.И. Ленина
можно хранить 2-3 года.
Первое бальзамирование было
проведено академиком А.И.
Абрикосовым рано утром 22 января еще
в Горках. Оно было рассчитано на
шесть дней, чтобы продлить
возможность прощания. Но с первыми
оттепелями наступили тревожные дни,
и 26 марта профессоры В.П. Воробьев, Б.И.
Збарский и П.И. Карузан начали новое
бальзамирование, рассчитанное на
многие годы. К концу апреля успех
был настолько очевиден, что
правительственная комиссия решила
приостановить устройство
специальных холодильных машин,
которые первоначально
намеревались использовать.
К концу года ученым стало ясно, что
бальзамирование удалось. И в январе
1925 г. Президиум ЦИК СССР объявил
всемирный конкурс на лучший проект
Мавзолея, учредив 10 крупных премий
и поручив комиссии под
председательством наркома А.В.
Луначарского рассмотрение
проектов.
Однако всемирный конкурс, как и
предыдущий всероссийский, не дал
желаемых результатов, а
существующий Мавзолей за это время
стал широко известен и завоевал
популярность на всех континентах
планеты. Поэтому комиссия и
правительство решили поручить А.В.
Щусеву в соавторстве с
архитектором И.А. Французом
воспроизвести существующий
деревянный Мавзолей в мраморе.
Комиссию по строительству Мавзолея
возглавил нарком обороны К.Е.
Ворошилов.
В июле 1929 г. трест "Мосстрой"
приступил к строительству. Работы
шли днем и ночью. Мощные зенитные
прожекторы, установленные на
здании ГУМа, освещали стройку.
Самоотверженно трудились
строители. И вместо четырех-пяти
лет, как предполагали некоторые
специалисты, строительство
Мавзолея было закончено за 16
месяцев - к 23-й годовщине Октября. В
октябре 1930 г. он был принят
правительственной комиссией, а 10
ноября открыт для посетителей.
В ГОДЫ ИСПЫТАНИЙ
Рассчитывая на "блицкриг",
гитлеровцы в первый месяц войны не
бомбили Москву, намереваясь "на
днях" учинить там парад своих
войск. Но вскоре всем стало ясно,
что авантюра не состоится, и Гитлер
сменил пропагандистскую пластинку
- Москву надо стереть с лица земли.
С 22 июля, неся тяжелые потери в
воздухе, фашисты начали
массированные воздушные налеты на
нашу столицу с задачей в первую
очередь поразить ее сердце - Кремль
и Ленинский мавзолей. Но лишь
отдельным самолетам удавалось
прорваться к Москве.
Мавзолей же опустел еще в конце
июня. Саркофаг с телом Ильича был
эвакуирован в Тюмень. Конечно, это
не могло не вызвать тревоги ученых.
17 лет они трудились в условиях
строжайшего режима, и вдруг - смена
климата, колебания температуры,
дальняя дорога. Но
правительственная комиссия в 1944 г.
засвидетельствовала: "Тело
Владимира Ильича за 20 лет не
изменилось".
Невредимым остался и Мавзолей.
Важную роль в этом сыграла искусная
маскировка. В конце июня 1941 г.
Мавзолей обнесли каркасом из
металлических труб, сшили из 1500
метров сурового полотна "корпус"
двухэтажного дома и натянули его на
каркас, нарисовав двери, окна и
крышу. На золоченые купола
кремлевских храмов и соборов был
наложен камуфляж. Погашены и
зачехлены кремлевские звезды, а
кремлевские стены были разрисованы
под жилые постройки. Так же "застроили"
и Красную площадь. Излучину реки
Москвы (броский ориентир для
авиации) забили баржами и плотами с
ложными сооружениями на них.
В начале апреля 1945 г. саркофаг с
телом вождя вновь занял свое место
в Мавзолее. А 24 июня наш народ
праздновал свою всемирно-историческую
Победу на Параде, и, как бы рапортуя
Ильичу о величии своего торжества
над черными силами фашизма, воины-победители,
поравнявшись с Мавзолеем,
остановились, сделали поворот
направо и бросили к подножию
ленинского Мавзолея знамена и
штандарты побежденной
гитлеровской армии.
Публикацию подготовил специально для "ЧП"
краевед Н.А. КАЗАКОВ,
г. Ульяновск.