№ 8 от 28 февраля 2001 г.

У ОБРАЗОВАНИЯ ОТОБРАЛИ ДАЖЕ НАДЕЖДУ

Всем нам запомнилось, как активно обсуждались вопросы модернизации системы образования в 2001 году, когда на заседании Госсовета РФ, состоявшемся 29 августа, был представлен доклад "Образовательная политика России на современном этапе". Он и лег в основу "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года".
Что скрывать, тогда у нас складывалось впечатление, что на самом высоком уровне намерены действительно серьезно рассмотреть проблемы образовательной системы. Появилась надежда, что будут наконец приняты стратегические решения и конкретные меры, которые помогут вывести систему образования из кризиса. Надежда на то, что и по закону, и на деле (а не только на словах) образование будет поставлено в один ряд с основными приоритетами государства.

И действительно, Концепция, рассмотренная на заседании Госсовета, содержала немало конкретных шагов, направленных на улучшение финансирования образования, на повышение уровня жизни и социального статуса работников системы образования. Правда, не со всеми позициями (особенно что касается нововведений) комитет был согласен полностью, но в целом мы оценивали документ положительно.
На заседании правительства 25 октября 2001 года я подчеркивал, насколько важно сохранить Концепцию именно в том виде, в каком она широко обсуждалась и в целом была положительно воспринята педагогическим сообществом.
Тем не менее, когда документ был отправлен на доработку в правительство, стали появляться серьезные опасения, в том числе и у нашего комитета, что с ним случится то же, что случилось в свое время с Национальной доктриной образования, которая была одобрена Всероссийским совещанием работников образования в январе 2000 года. Тогда, после ее "доработки", распоряжение Правительства РФ (в октябре 2000 года) свело на нет многие конкретные финансово-экономические и социальные положения Доктрины.
К сожалению, наши опасения подтвердились. В конце декабря 2001 года вышел документ-очередное распоряжение Правительства РФ,
согласно которому "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года" была одобрена. Формально - то же название, те же разделы и подразделы, практически те же абзацы. Однако если посмотреть внимательнее, сразу видно, что с помощью нехитрых слов из документа в очередной раз вытравлена вся его социальная составляющая, исключены те положения, которые прямо или косвенно связаны с увеличением финансирования и социальной поддержкой образовательной системы.
Так, например, в варианте, одобренном Госсоветом, предлагалось долю бюджетных расходов на образование в структуре ВВП повысить с 3% до 4,5%. Что осталось от этих совершенно четко обозначенных цифр? Только слова об обеспечении "опережающего роста затрат на образование". Но это ведь только слова. А ведь нам казались сильно заниженной цифрой даже 4,5% ВВП. Ведь не так давно, лет 12-15 назад, мы тратили около 7% ВВП. И это был другой ВВП! В декабрьском же распоряжении правительства нет вообще никаких цифр! А значит, нет и каких-либо ясных обязательств.
Из документа также исчезло положение об увеличении финансирования образования из Федерального бюджета не менее чем на 25% в год и не менее чем на 10% из бюджетов территорий в реальном выражении. Одновременно на-
носится удар и по внебюджетным фондам - по материальной гарантии автономии вузов. Из Концепции не просто выброшен спасительный для нашего образования тезис о сочетании бюджетных и внебюджетных средств для развития образования, но, самое главное, - из принципа экономической автономии учебных заведений исключено свободное распоряжение собственными средствами. Позиция комитета заключалась и заключается в том, что образовательное учреждение должно иметь право самостоятельно расходовать зарабатываемые средства. Вузу виднее, на что следует направить деньги: то ли на пополнение библиотечного фонда, то ли на доплату конкретному преподавателю или оказание помощи студенту. Это не вопрос федеральной власти. И декларируемое в нынешнем варианте Концепции введение казначейской системы учета внебюджетных средств образовательных учреждений-не что иное, как первый шаг исполнительной власти к централизованному распоряжению внебюджетными сред-
ствами, что, в свою очередь, приведет к колоссальным проблемам для многих образовательных учреждений. Показательно, что даже в отношении льгот образовательным учреждениям одним- единственным словом изменен весь смысл положения: вместо "широкого использования льгот, в том числе налоговых", в правительстве пишут о "систематизации" льгот. Даже для очень непросвещенного в вопросах экономики человека разница очевидна. И такие "тонкие правки" внесены почти в каждый более или менее значимый тезис, направленный на облегчение жизни образовательного учреждения.
Если говорить о блоке социальных вопросов, то и здесь практически все завоевания первого варианта Концепции сведены на нет. Правительство исключило важнейший пункт - о введении государственных минимальных социальных стандартов в образовании, вычеркнут тезис о повышении в ближайший период минимальной тарифной ставки педагогических работников до уровня не ниже прожиточного минимума. Доведение средней зарплаты учителя до уровня средней по промышленности к 2004 году отложено теперь уже до 2006-го. Нет больше в тексте и важного пункта о "существенном увеличении количества целевых президентских стипендий (фантов) для поддержки молодых талантливых педагогов".
Итак, тенденцию проследить несложно. Нанесен еще один удар по попыткам решить вопрос финансирования образования и защитить работника этой сферы. Для того чтобы поставить точку в перечислении всех этих пунктов, хотелось бы знать: почему из документа убрали ключевой, на наш взгляд, тезис о принятии системы мер, направленных на обеспечение равного доступа к качественному образованию?
Еще совсем недавно практически во всех аудиториях, где мне приходилось выступать, чувствовалась надежда на позитивные изменения. Педагоги знакомились с Концепцией и верили, что реализация одобренного Госсоветом документа пусть не полностью, но сможет решить хотя бы какую-то часть имеющихся проблем, позволит с надеждой смотреть в будущее отечественного образования.
Но люди оказались в очередной раз обманутыми. Все конкретные цифры, четкие позиции, выработанные в течение долгих дискуссий между представителями всех заинтересованных сторон, в правительственной редакции были подменены дежурными словами: "совершенствовать", "улучшить", "систематизировать"...
Сегодня подобные слова-настоящее издевательство над работниками образования. Как, в общем-то, и сам этот документ, который перечеркивает проделанную работу и надежды, маскирует нежелание правительства реально решать насущные проблемы образования.

И. И. МЕЛЬНИКОВ,
председатель Комитета
Госдумы РФ
по образованию и науке.

Hosted by uCoz