Президент России объявил благодарность группе депутатов Госдумы "за плодотворную законотворческую деятельность и активное участие в разработке проекта федерального бюджета на 2002 год". Господин Путин подписал документ, который ему не надо было подписывать.
Посмотрим, кого благодарит
президент. В списке - руководители
проправительственных фракций "Единство",
"Отечество - вся Россия", ЛДПР,
депутатских групп "Регионы
России" и "Народный депутат".
Не забыты Союз правых сил и "Яблоко".
Центральная фигура списка -
председатель Комитета по бюджету и
налогам господин Жуков - фактически
представляет в Госдуме
Правительство РФ.
Каждая из этих фракций и групп
демонстрирует собственные подходы
к бюджету, вносила свои поправки. Но
принципиальных изменений в главный
финансовый документ страны
предложить они не смогли. По сути
дела, одобрен правительственный
проект. А кто его разработал? Люди,
продолжающие либеральные реформы,
которые сломали вторую
сверхдержаву мира, столкнули
Россию на дно нищеты.
Приведу несколько фактов, возможно,
не известных читателям.
В СССР было 20, в России осталось 0,6
процента мирового промышленного
производства. Между прочим, в Китае
уже 4 процента. По масштабам бюджета
Россия оказалась на уровне
американского штата Нью-Йорк или
китайской провинции Гуаньдун.
Около 130 млрд. долларов
международных долгов висят на
нашей стране. ООН рекомендует
слаборазвитым странам довести
минимальную почасовую оплату труда
до 1 доллара, в России - около 16
рублей, или 20 центов в час. Для
сравнения: в США минимальная
почасовая оплата труда - 6 долларов
10 центов.
Мы увязли в бедности, позорной для
страны, считающей себя великой и,
кстати, имеющей на то полное право.
А вместе с тем за годы реформ из
России выкачано, вымыто за рубеж до
400 млрд. долларов. Пять-шесть тысяч
наших скоробогачей сколотили
миллионные состояния, у самых
богатых капиталы в сотни миллионов,
даже в миллиарды долларов. Откуда
взялись миллиарды в убожестве
нищеты? Обобрали Россию ее новые
хозяева. Вот где разгадка причин
невероятного обнищания одной из
самых богатых стран мира.
Нужно согласиться с господином
Немцовым: российская власть
проводит социально-экономическую
политику Союза правых сил. То есть
политику, защищающую, в первую
очередь, интересы крупного
капитала, и лишь во вторую очередь -
интересы России и россиян. Не
случайно среди удостоенных
благодарности президента - отец
российских либеральных реформ,
господин Гайдар.
Не за что благодарить депутатов из
послушного власти большинства
Госдумы. Они поддерживают и
одобряют практически все, что
предлагает правительство.
Наблюдаем давно известный,
многократно обруганный и вечно
живой "одобрямс". Иначе говоря,
безоговорочное послушание. По его
милости Россия получила бюджет, не
способный решить острейшие
проблемы, стоящие перед страной. В
том числе те, о которых говорит
президент Путин.
Экономический подъем неустойчив,
Россия по-прежнему сидит на игле
нефтедолларов. Устарело, выходит из
строя оборудование на тысячах
предприятий. В кризисном состоянии
энергетика, транспорт, жилищно-коммунальное
хозяйство. Повышение зарплат и
пенсий съедает рост цен на товары,
железнодорожные билеты, плата за
электричество, газ, коммунальные
услуги.
Наше слабосилие находит
концентрированное выражение в
федеральном бюджете. Самые
необходимые стране задачи и планы,
будь то перевооружение
промышленности или поддержка
сельского хозяйства, содержание
армии или восстановление Чечни,
жилищно-коммунальная реформа или
борьба с бедностью, не обеспечены
финансированием. Нет у нас бюджета
развития. Есть бюджет... поддержки
штанов.
Будущее внушает тревогу. Хотя
России, считаю, не угрожают
экономические и социальные
катастрофы. Мы будем постепенно
выходить, выползать из нищеты. Но -
настолько медленно, что наше
отставание от развитых стран
станет окончательно безнадежным.
Бюджет раскрывает коренные,
решающие судьбу России ошибки
власти. В подтверждение приведу
несколько примеров.
Самая обеспеченная статья
федерального бюджета - расходы на
обслуживание и выплату
международных долгов. В прошлом
году досрочно заплатили 3 млрд.
долларов. В этом предусмотрен
полный расчет. А в 2003 году предстоит
выплатить чудовищную сумму - 13 млрд.
долларов.
Долги надо платить, спору нет. Но
жесткость требований
международных кредиторов и рвение
российской власти малопонятны.
Долги СССР, которые получила в
наследство Россия, набраны в годы
перестройки (при Горбачеве),
собственно российские долги - в
годы Ельцина. Политический
характер кредитов и займов
бесспорен. Международные деньги
помогли держать власть режимам
Горбачева и Ельцина. Главные итоги
их правления - вовсе не демократия и
рынок, а распад великой державы и
провал России в нищету. Своих целей
вы, господа, достигли. Мы в расчете.
Если совсем серьезно, то так:
кредиторы обязаны нести
ответственность за необоснованно
выданные кредиты. Нести не желают.
Разве Парижский и Лондонский клубы
кредиторов не видели, что
финансируют недееспособные,
насквозь коррумпированные режимы?
Не могли не видеть. И все-таки
давали деньги. Нынешняя российская
власть к старым долгам отношения не
имеет, учится жить по средствам,
почему же отвечать должна только
она, а кредиторы остались в стороне?
Нужно, как минимум, разделить
ответственность.
Практический вывод из
вышесказанного: Россия заплатит
политические долги, когда вылезем
из нищеты. Сегодня ничего платить
не надо. Каждый рубль и доллар
должны работать на возрождение
страны. Кредиторы обязаны
отсрочить платежи на 30-40 лет.
Еще пример - приватизация. Она даст
в бюджет этого года около 1 млрд.
долларов. Между тем на продажу
выставляются государственные
пакеты акций крупнейших российских
компаний - от "Лукойла" до "Связь-инвеста".
Какова истинная стоимость этих
пакетов? По меньшей мере, в 6-7 раз
больше. Продолжаем приватизацию по
заниженным, сбитым ценам. Мало нам
того колоссального ущерба, который
дешевое перераспределение
собственности уже нанесло России!
Премьер Касьянов сообщил о
передаче в частные руки примерно 500
убыточных предприятий. Ясно, что
разумных цен снова не будет.
Откроем новую лазейку - для
любителей дармового имущества и
нечистых на руку чиновников. Метод
принят простой: доведут
перспективные предприятия до
банкротства, а потом приватизируют
- за гроши или бесплатно.
Нужно остановить дешевую
приватизацию. Нужны не фиктивные, а
реальные, обоснованные цены. Тогда
мы существенно пополним
действующий бюджет.
В бюджет следующего года надо будет
заложить доходы от корректировок
результатов приватизации в
наиболее мощных российских
компаниях, где собственность
передана в частные руки по
смехотворно низким ценам.
Корректировки возможны. Это не
противоречат российским законам и
нормам цивилизованного рынка.
Пополнение бюджета будет
соизмеримым с его нынешними
доходами.
И последний пример - восстановление
Чечни. Не состоится возрождение
России, пока на ее брюхе - гнойник
сепаратизма и международного
терроризма. Бюджет выделил на
восстановление Чечни немалые для
его мизерных масштабов деньги,
всего в ближайшие три года будет
вложено около 1,5 млрд. долларов.
Деньги используются плохо, часть
расхищается. Восстановление идет
очень медленно.
Считаю, цель определена неверно.
Создаются условия для жизни
населения, которое осталось в
республике, и - возвращения тех, кто
живет в лагерях беженцев. Однако из
республики в другие регионы России
уехали до 500 тысяч человек -
чеченцев, русских и русскоязычных.
Режим Дудаева и Масхадова выдавил
наиболее грамотную и
квалифицированную часть населения.
Без нее полноценное восстановление
Чечни невозможно.
Другие нужны деньги. На порядок
крупнее и вовсе непосильные для
России. Но выход есть. Надо вывести
эти расходы из бюджета.
Финансирование возрождения Чечни и
организацию работ может взять на
себя мощная компания с капиталом из
госпакетов акций крупнейших
российских акционерных обществ.
Сейчас они продаются за бесценок,
теперь будут эффективно работать
на Чечню и Россию.
Бюджет недееспособен. В нем
множество крупных и мелких изъянов,
пробелов. Но вот что любопытно:
всякий раз видны резервы роста.
Яснее понимаешь, что нищета России
мнима, фиктивна. У нас есть реальные
возможности прорыва на новый,
гораздо более высокий уровень
экономики и финансов.
Ошибки власти - это ошибки
господина Путина. Президент еще не
понял, что принятые им методы и
средства в экономике и социальной
сфере, точно движок "Оки" на
"КамАЗе", не вытянут тяжкий
груз, не поднимут Россию. Должен
понять. И скоро. Прав лидер фракции
КПРФ в Госдуме Зюганов: для Путина
наступил "момент истины".
Кто действительно заслуживает
благодарности президента?
Оппозиция Госдумы. Это ее депутаты
пытаются развернуть бюджетную
политику к истинным интересам
государства и подавляющего
большинства его граждан. Послушное
большинство отвергает особенно
серьезные, актуальные для страны
предложения. Но уже то хорошо, что
оппозиция заставляет власть думать,
вышибает неумеренный оптимизм,
которым грешат чиновники
Правительства РФ.
Обратимся к Чувашии. Виден ли у нас
"одобрямс"? Режет глаз.
Госсовет ЧР уютно устроился в "кармане"
президента Федорова, любой его чих
официальные средства информации
превращают в событие
республиканского значения.
Чувашский вариант "одобрямса"
гораздо вреднее общероссийского.
По многим причинам. По субъективным,
в первую голову. В огромной России и
маленькой Чувашии совершенно
разные лидеры.
У президента Путина "момент
истины" возможен. Хотя бы
теоретически. А вот у президента
Федорова "момента истины" быть
не может. Он уже давно сделал выбор.
Когда открыл дорогу в Чувашию
российским и зарубежным компаниям,
хватающим по дешевке самые лакомые
куски республики. Когда безбожно
раздул структуру управления и
нашел в тьме чиновников главную
опору личной власти.
Президент Федоров из души в душу
крыл президента Ельцина. Но на
самом-то деле он птенец из
ельцинского гнезда. На поверхности
у обоих - красивые слова,
громогласные заявления, внутри -
пустота, неумение работать
грамотно и эффективно. Есть только
одно заметное отличие. Федоров
преследует оппозицию, Ельцин же
правил по поговорке: собака лает,
караван идет.
Трудное, переломное время
переживает Россия. Все ее беды
болезненно проявляются в бедной,
дотационной Чувашии. Поэтому
детскими играми выглядят все эти
"пилотные проекты" господина
Федорова. Они напоминают яркие
заклепки на убогой одежде. Другая
одежда нужна...
У нас особенно необходим поиск
новых, нестандартных подходов,
методов, механизмов экономического
роста, повышения уровня жизни
народа. И абсолютно нетерпим "одобрямс".
А с другой стороны, в маленькой
республике много проще решать
проблемы, стоящие перед всей
Россией. Те же корректировки
приватизации можно провести быстро
и решительно. Тогда
республиканский бюджет 2003 года
впервые не будет дотационным.
Чувашия получит финансовые ресурсы,
способные обеспечить ее уверенное
экономическое и социальное
развитие. Но решать и делать, увы,
пока некому.
В Послании к Госсовету президент
Федоров, подобно Путину, выразил
благодарность депутатам за
взаимодействие с исполнительной
властью. И снова убедил нас: Чувашии
нужен другой парламент -
независимый.
Господину Федорову сильный
Госсовет не будет угоден. Но это его
личная проблема. Которая с
интересами республики и
избирателей не совмещается.
Григорий ПАВЛОВ.