№ 15 от 18 апреля 2002 г.

ДЕЛО О КЛЕВЕТЕ ЛОПНУЛО

Мы уже писали, что в основе парадного образа Президента ЧР лежит сладкая легенда о здоровых крестьянских корнях. Легенда эта безбожно раздута чиновниками его команды и официальными средствами информации. Да и сам Н. Федоров не устает ее подпитывать. Вот что он заявил на недавней встрече с журналистами негосударственных газет:
"Я слишком сильный человек и не нуждаюсь в этом (то есть в славословии. - О.Р.). Нескромно это звучит, но у нас такой характер, у меня такой характер, у Федоровых я имею в виду, у рода Федоровых..."

Что и говорить, холодным душем стали для президента статьи "Трупы семьи Федоровых" и "Тело на обочине", напечатанные в "Чебоксарской правде" в начале декабря прошлого года. Их авторы, опираясь на документы и свидетельства бывших односельчан Федоровых, нарисовали истинный портрет этой семьи. Впечатление он произвел тяжелое. И это еще мягко сказано.
Реакция президента была взрывной. Из той же беседы Н. Федорова с журналистами: "Эти безобразные публикации в "Чебоксарской правде" прочитал впервые 21 декабря... Я начал читать, несколько абзацев, взял и выбросил. Но прочитав, я сразу написал заявление в прокуратуру, что это клевета... Прокуратура сразу же возбудила уголовное дело. Были более чем достаточные основания".
В редакции "Чебоксарской правды" произвели обыск, нас, сотрудников газеты и автора статьи "Тело на обочине" - депутата Госсовета ЧР И. Молякова, вызывали на допросы. В местных СМИ появилась масса статей, заметок, писем читателей, которые огульно, без решения суда, обвиняли "Чебоксарскую правду" и ее авторов в клевете на президента Федорова и его отца.
Пришлось нам ответить. Опубликовали документы следствия по уголовному делу и приговор суда по обвинению отца будущего президента в зверской расправе над бывшим зятем. После этого уголовное дело о клевете стали спускать на тормозах.
Между тем в средствах информации продолжался суровый суд над "Чебоксарской правдой". В "Советской Чувашии" блеснул красноречием "народный поэт" П. Афанасьев. Походя лягнул "грязные коммунистические газетенки" и самозабвенно похвалил президента за то, что тот продолжает "благородное дело рода Федоровых". Верноподданнические излияния поэта перепечатали районные газеты.
Между тем обвинение в клевете разваливалось. Однако определенного ответа (на наши письменные запросы), который можно было бы сообщить читателям, редакция не получила. Его удалось выбить только через Госдуму РФ.
Из ответа Прокуратуры ЧР депутату Государственной думы РФ В. Шурчанову:

"По данному факту Прокуратурой ЧР проведена проверка в порядке ст. 109 УПК РСФСР, в ходе которой установлено следующее: 08.01.2002 г. прокуратурой г. Чебоксары было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 129 ч. 3 УК РФ по факту опубликования в газете "Чебоксарская правда" публикаций "Трупы семьи Федоровых" и "Тело на обочине", и расследование поручено ст. помощнику прокурора г. Чебоксары Толстову А.И...
По результатам проверки в возбуждении уголовного дела постановлением прокурора отдела следственного управления Прокуратуры ЧР от 01.03.2002 г. в возбуждении уголовного дела обоснованно отказано по ст. ст. 5 п. 2 ч. 1 и 113 УПК РСФСР за отсутствием состава преступления.

05.04.02 В.П. Щетинкин,
заместитель прокурора республики,
старший советник юстиции".

Дело о клевете лопнуло, точно мыльный пузырь. Иного решения прокуратура принять и не могла - документы не оспоришь.
Странная деталь бросилась в глаза. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела вынесено задолго до встречи президента с журналистами. Почему же Н. Федоров по-прежнему утверждает, что основания для возбуждения дела о клевете "были более чем достаточные"?
Наверное, разгадка в его жалобе журналистам на свое окружение. Не сообщают, дескать, приближенные неприятную информацию, не показали ему "безобразные статьи". "Это бюрократия, чиновничество, трусливое в том числе, они услужили мне таким образом", - с неподдельным гневом заявил Н. Федоров. Может, об отказе в возбуждении уголовного дела президенту тоже побоялись сообщить? Видимо, так. Что ж, тогда сообщим мы, "Чебоксарская правда". И, признаться, делаем это не без удовлетворения.
Первый жесткий спор с газетой президент проиграл. Мы уверены: проиграет и второй - иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к редакции "Чебоксарской правды" и автору статьи "Как ослепло "государево око" Г. Павлову. Напомню, Калининский районный суд вынес решение в пользу президента (см. комментарий на стр. 3. - О.Р.). Но это лишь начало противостояния.
Бурная реакция Н. Федорова на статьи "Чебоксарской правды" выглядит вполне искренней. Но в то же время его поведение - лишенные подобия логики заявления, торопливое обращение в прокуратуру, вздорный иск в суд - свидетельства, как осторожно выражаются психиатры, неадекватного восприятия действительности и самого себя. Попросту говоря, у Н. Федорова - искаженный взгляд на жизнь и свою роль в ней.
Так, может, истоки все-таки в тяжелом детстве? Тяжкое преступление отца, фактическое соучастие в нем матери, самоубийство сестры не могли не надломить психику. Душевная трещина видна и сегодня - в болезненном, преувеличенном отношении к своим успехам и обидам.
Как человек Н. Федоров, конечно же, заслуживает сочувствия. Как глава республики, где живет полтора миллиона человек, - ни в коей мере. Считаю, на этом посту необходим политик, руководитель с реальным восприятием жизни, трезвой самооценкой. Увы, сих замечательных качеств у Президента ЧР не наблюдается. Согласитесь, есть о чем подумать - и самому президенту, и, особенно, его избирателям.

Ольга РЕЗЮКОВА,
гл. редактор "ЧП".

Hosted by uCoz