№ 16 от 25 апреля 2002 г.

России не место в подвале

Открытое письмо Президенту РФ ВЛАДИМИРУ Путину

Господин президент! Ради экономии места не буду говорить о достоинствах вашего очередного Послания Федеральному собранию. Попытаюсь взглянуть на этот документ с, вероятно, неожиданной для вас стороны или позиции. Она позволяет увидеть в Послании слабые, уязвимые места, принципиальные ошибки, которые, по моему убеждению, будут иметь роковое значение для близкого и отдаленного будущего России.

 Сначала напомню ряд ваших заявлений, под которыми мог бы подписаться обеими руками: “...Однако следует признать и другое: политическая стабильность и благоприятная экономическая конъюнктура не использованы в полной мере для качественного улучшения жизни граждан страны, для завоевания Россией достойного места в мировой экономической системе”.

“В последние годы экономического роста нам удалось разве что не увеличить отставания от других стран”.

“Я уже говорил: России сегодня нужны более амбициозные цели. Более высокие темпы роста. А наша экономическая политика, повседневная работа государственных институтов — должны быть нацелены на решение соответствующих задач”.

“Я убежден: чтобы обеспечить достойный уровень жизни наших граждан, чтобы Россия оставалась весомым и полноценным членом мирового сообщества, была сильным конкурентом — наша экономика должна расти куда более быстрыми темпами. Иначе мы все время будем проигрывать, а наши возможности в мировой политике и экономике — будут ужиматься.

Готова ли Россия к такой конкурентной борьбе? Способна ли обеспечить необходимые для этого темпы роста? Правительство зафиксировало их в своем прогнозе на ближайшие годы в интервале 3,5-4,6 процента. О чем это говорит?

Первое — фактически признается, что благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура уже не обеспечивает необходимых темпов развития экономики и ее конкурентоспособности.

И второе — правительство не рассчитывает на более высокие темпы роста.

Столь низкая оценка возможностей России — не на пользу делу. Больше того, она не предполагает активной политики. Не предусматривает мер, нацеленных на использование возможностей российской экономики”.

Извините за длинное цитирование. Выглядит несколько нелепо — напоминаю вам ваши же слова. Но это открытое письмо, его будут читать многие люди, и едва ли все они обратили внимание именно на эти оценки. Кроме того, приведенные выдержки необходимы для обращения к вам. Отталкиваюсь от них. А теперь — к сути.

После принципиальных заявлений, с которыми, повторяю, нельзя не согласиться, вы перешли к практическим задачам, расшифровке вашего понимания “активной политики”. Начался деловой, конкретный разговор. Вот где решающая ошибка — не только Послания, всей социально-экономической политики российской власти, вашей личной политики, господин Путин.

Почему? Потому что самые умные, рациональные практические предложения не будут работать, если в их основе не лежат ясные, выверенные взгляды на Россию, ее ресурсы и возможности, на ситуацию в стране после десяти лет реформ и на сами реформы. То есть торопиться с практикой не следует. Ни в коем случае. Предварительно необходимо ответить на вопросы, первостепенные для страны и ее граждан.

Таких вопросов за десять лет скопилось очень много. Назову лишь некоторые, на мой взгляд, особенно актуальные для крупнейших целей, поставленных в Послании — “качественного улучшения жизни граждан страны” и завоевания Россией “достойного места в мировой экономической системе”.

За первые годы реформ Россия провалилась в подвал мировой экономики. Сегодня у нас всего 0,6 процента мирового промышленного производства, вместо 20 — в СССР, масштабы наших финансов соизмеримы с финансовыми ресурсами американского штата Нью-Йорк или китайской провинции Гуаньдун. Из подвала, из его нищеты начинаем сооружение лестницы, ведущей вверх. Возможности нищеты чрезвычайно слабы, достаточны лишь для медленного подъема, и, видимо, интервал в 3,5-4,6 процента роста, который прогнозирует правительство, все эти возможности реализует.

Проще говоря, начинаем нашу стройку в подвале, там и застрянем. Не выберемся даже на первый этаж мировой экономики, наше отставание от развитых стран станет безнадежным.

Но так ли обязательно нам сидеть там, где мы сидим сейчас? Конечно же, нет. России не место в подвале. Абсурдно противоречие мизерных масштабов ее экономики и финансов с ресурсами богатейшей страны мира по полезным ископаемым, обладающей внушительными производственным, трудовым, интеллектуальным потенциалами. Пора наконец это противоречие разрешить — чтобы создать действительно реальные возможности ускорения экономического и социального развития. Каким образом? Ключевой сегодня вопрос.

Сокрушительный обвал, какой произошел у нас, не поддается объяснению стандартными ссылками на дурное наследство перестройки, объективные трудности перехода от жестко централизованной, плановой экономики к рынку, ошибки реформаторов. Безусловно влияние каких-то других факторов, воздействие сил, заинтересованных в российской нищете. Какие это факторы и силы?

Свои замечания по поводу неприемлемых темпов роста вы, господин Президент, высказали незадолго до оглашения Послания. Запомнился комментарий господина Грефа. Министр заметил, что ускорение возможно — за счет улучшения управления экономикой, внедрения новых законов и т.п. Обещание довольно неопределенное, но допустим, что Греф прав. Тогда каким может быть новый интервал? 4,5-5,6 процента? Едва ли больше. А что это даст — с крупной, принципиальной точки зрения? Ничего не даст. Отставания от других стран не сократим, конкурентоспособными не станем.

Уверен, гораздо точнее следующий взгляд: либеральная программа, которая исходит из Центра стратегических разработок Грефа, исчерпала себя. Даже благоприятная внешне экономическая конъюнктура, прежде всего, высокие мировые цены на нефть и природный газ, ее не спасает.

России нужны новые сильные и нестандартные идеи, призванные влить в наши дряблые реформы свежую кровь, заставить их работать максимально эффективно. Что это за идеи?

У нас рыночная экономика, живем (или чахнем) по законам рынка. За рубежом это уже признали, в ВТО готовятся принять. А в Послании Федеральному собранию среди приоритетных целей названо “становление цивилизованного рынка”. Аккуратная, осторожная формула. И, думаю, точная. Нормального, здорового рынка у нас нет. Россия увязла на дикой стадии, которую принято называть первоначальным накоплением капитала. Рынок зажат, изнасилован, недееспособен — в наиболее важных, масштабных сферах жизнедеятельности страны.

В более мягкой форме это признаете и вы, господин президент. А почему в таком случае столько надежд вы связываете с рыночными принципами и нормами? В частности, с развитием экономических свобод и формированием конкурентной среды. Мне кажется, вы выдаете желаемое за действительное. В будущем, для России еще отдаленном, эти два коренных условия цивилизованного рынка будут жизненно необходимы. Пока они на втором или третьем планах. Сегодня мы, в первую очередь, должны разобраться, почему за десять лет реформ в стране не сформировалась здоровая рыночная экономика, кто российский рынок уродует, в чьих это интересах?

Следует трезво взглянуть на наших частных собственников, выяснить их роль в реформах. Кто действительно заинтересован в прозрачности, предсказуемости экономики, в справедливых, равных для всех правилах игры? Безусловно, мелкий и средний бизнес. Крупнейшим частным компаниям и коммерческим банкам цивилизованный рынок не нужен. В мутной воде первоначального накопления капитала в России ловится особенно крупная рыба. Такая добыча не снится забугорным “рыбакам”.

Задача, в принципе, понятна: интересы крупного бизнеса надо повернуть к оздоровлению экономики страны. Как это можно сделать? Кто способен решить далеко не простую задачу?

Роль государства, государственного регулирования экономики нуждается в переосмыслении. Сокращение присутствия государства в экономике, о котором говорят либералы, разумно, если мы имеем в виду попытки чиновников подмять под себя новые структуры. Такое вмешательство порождает коррупцию. И только. Но это слишком узкий взгляд. Его расширение меняет либеральные подходы, оценки на противоположные.

В Послании первой задачей государства признано “развитие экономических свобод”. Не согласен. Первая задача — формирование цивилизованной, здоровой рыночной экономики. Другой реальной силы, которая способна поднять этот тяжкий груз, у нас просто не существует. Только государству он по плечу. Новый взгляд требует новых решений. Каких?

Вынужден поставить точку, хотя мог бы продолжить перечисление вопросов, проблем, которые в вашем Послании, господин президент, должным образом не поставлены, не оценены. На все эти вопросы существуют внятные ответы, имеющие практическое значение. Из них исходят новые, нестандартные пути, методы, даже механизмы углубления реформ, реального поворота их к интересам России и подавляющего большинства россиян. Механизмы того роста экономики, который нам необходим, выражаясь языком Послания, для достижения страной “более амбициозных целей”.

Может быть, господин президент, слабые стороны Послания отражают недостатки вашей экономической подготовки? Большинство наиболее существенных заявлений носят правовой характер. А решения там — в недрах конкретной экономики.

Считаю необычайно актуальной задачей организацию аналитического центра, который будет существенно отличаться от Центра стратегических разработок. Это должна быть компактная, сильная группа. Обязательно привлечение аналитиков частного бизнеса — там наиболее квалифицированные экономисты, юристы, специалисты по менеджменту, рекламе и т.п. Цель — разработка программы прорыва в ближайшие 2-3 года из нищеты на уровень не богатой, но и не бедной страны, из подвала — как минимум, на первый этаж мировой экономики. Только тогда мы получим надежную опору резкого ускорения экономического и социального роста. Центр найдет новые, эффективные подходы к острейшим проблемам России — от реструктуризации естественных монополий до восстановления Чечни, дополнительные внутренние источники умножения доходов государственной казны. И страна слезет с нефтедолларовой “иглы”.

Понимаю, открытое письмо перенасыщено общими рассуждениями. Попробую конкретизировать, развернуть одну проблему — сегодня особенно крупную и актуальную. Поговорим о приватизации.

Вижу в ее, извините за грубость, бардаке основную причину чудовищного обнищания страны. Мы начали приватизацию с обесценивания приватизируемого имуществ и ваучеров, а в конечном итоге — обесценили Россию.

В прошлогоднем Послании вы, господин Путин, дали резкую, но справедливую оценку российскому рынку акций. Приведу ее дословно:

“Суммарная капитализация российского фондового рынка составляет около 50 миллиардов долларов, тогда как, например, стоимость компании нашего ближайшего соседа, Финляндии, — в 5 раз больше. Размеры сопоставьте. Крупнейшие российские компании — так называемые “голубые фишки” — стоят в разы меньше, чем их зарубежные аналоги”.

Произошло историческое, в своем роде, событие: впервые Президент России обратил внимание на наш богом забытый рынок акций, на его “голубые фишки” — бумаги наиболее сильных, перспективных российских компаний. Получилась наглядная иллюстрация экономического подвала, в который брошена огромная и богатая страна.

Ожидал, что в очередном Послании вы углубите, усилите уже высказанные взгляды. А что увидел? Всего одну строку: “Более чем вдвое выросла суммарная капитализация российских компаний”. Как вы понимаете этот факт? Как серьезное достижение? Как деловую реакцию на критику президента? Видимо, так.

Придется вас разочаровать. Есть другие факты, смазывающие благостную картину. Средний уровень цен, в том числе на “голубые фишки”, на внутреннем фондовом рынке примерно вдвое ниже уровня уже достигнутого в октябре-ноябре 1997 года. Суммарная капитализация российских компаний приблизительно в 15-20 меньше их реальной, истинной стоимости в нынешнем масштабе цен.

Влияют причины объективные. Спору нет. Но определяющее значение имеет давление хозяев рынка — крупнейших компаний и банков. Сознательное, искусственное занижение цен очевидно.

На старте приватизации невероятное, в сотни, порой в тысячи раз обесценивание стоимости приватизируемого имущества и приватизационных чеков позволило компаниям, банкам и отдельным предприимчивым гражданам обменять мешки дешевых ваучеров на дешевые заводы.

В денежной приватизации, на ее аукционах, сбитые цены на госпакеты акций успешно продолжали дешевую распродажу национального достояния. Уровни цен постепенно росли — рынок раз за разом прорывал так называемые “курсы сдерживания”, которые ему навязывались. Но на реальные, обоснованные уровни цен он выйти не сможет.

Приватизация продолжается. В этом году на аукционы выносятся 650 компаний и предприятий, среди них — госпакеты “голубых фишек”. Планируемые доходы госбюджета — около 1 млрд. долларов. Сущая ерунда! Государственная казна могла получить на порядок больше денег. Сколько? Определить невозможно — реальная стоимость приватизируемого имущества неизвестна, скрыта, по-прежнему продаем “кота в мешке”. Обесценивание страны продолжается.

Когда рыночные курсы поднимутся к обоснованным отметкам? Когда завершится перераспределение собственности или первоначальное накопление капитала. Вернее, одно из его центральных направлений.

Куда перетекло обесцененное госимущество? В собственность тончайшего социального слоя — примерно 7-8 тысяч российских граждан сколотили капиталы в десятки, сотни миллионов долларов. На вершине пирамиды скоробогачей, по последним международным оценкам, семь российских миллиардеров. Открывает семерку господин Ходарковский с личным капиталом в 3,7 миллиарда долларов, замыкает господин Дерипаска — со “скромными” 1,1 миллиарда долларов. Посередине списка известные фамилии: Абрамович, Фридман, Потанин, Богданов, Алекперов. Крупные пакеты акций российских компаний оказались за рубежом. Тоже проданы по фиктивным ценам. Кого они обогатили, неизвестно.

Любопытно, что за последний год капиталы богатейших людей России удвоились. Почему? Потому что соответственно поднялись капитализации компаний, чьи пакеты акций оказались в их собственности.

Если на выбор взять любого из российских миллионеров и миллиардеров, увидишь, что первые кирпичи в фундамент своего богатства он положил в эпоху ваучерной приватизации, потом скупал по бросовым ценам пакеты перспективных акций, продолжает это увлекательное занятие и сейчас. Все они проявили незаурядную изобретательность, поразительную изворотливость, но капиталы свои не заработали. Государство обобрали, если начистоту.

В еще не осуществленные программы приватизации надо внести существенные корректировки. Без тщательной инвентаризации госимущества (о ней в Послании говорится), определения его обоснованной стоимости продолжать приватизацию нельзя.

А как быть с уже приватизированным имуществом, которое стало чьей-то частной собственностью? В России существуют полярные точки зрения. Первая — пересмотр итогов приватизации недопустим. Вы сами, господин президент, неоднократно делали подобные заявления. Вторая точка зрения — необходима национализация неправедно полученного имущества, или, по-другому, деприватизация.

Распространены две крайних позиции, а как же “золотая середина”, к которой вы, господин Путин, явно благоволите? Возможна ли она? Уже существует — медленно, с непомерным трудом пробивает дорогу к общественному мнению третий взгляд: необходима, реальна корректировка результатов приватизации, призванная частично компенсировать колоссальный ущерб, который нанесло России дешевое перераспределение собственности. Схематично определены принципы, правовые основы, механизмы корректировок. Аналитический центр, о котором я говорил выше, способен за полгода, в крайнем случае, за год довести идеи до уровня внедрения.

Разработка и, тем более, внедрение корректировок в масштабе громадной, многоликой России — чрезвычайно сложные задачи. Много проще они решатся в какой-то конкретной компании или в отдельно взятом регионе. Например, в Чувашии. Корректировки приватизации в этой небольшой, густонаселенной республике имеют особое, решающее значение для экономического развития и повышения благосостояния населения.

Приведу отрывки из серии своих статей, напечатанных в “Чебоксарской правде”.

“На территории бывшей Чувашской АССР были построены мощные предприятия машиностроения, энергетики, электротехникической, химической, текстильной и других отраслей промышленности. Строила вся страна. Вложены огромные деньги. После образования Чувашской Республики предприятия стали ее собственностью. Гигантское имущество получила маленькая Чувашия. Грамотная приватизация перспективных производств могла бы вытащить республику из дотационной дыры, двинуть вперед промышленность, поднять заводы и фабрики, не способные самостоятельно выжить в рыночной экономике. И, безусловно, по уровню жизни населения мы оказались бы не на 82 месте среди 89 российских регионов, как сейчас. Гораздо выше. Приватизация, проведенная президентом Федоровым, Чувашию ограбила. Потому мы оказались там, где сидим сейчас, — в яме нищеты”.

“Самые лакомые куски промотаны, разбазарены, проданы за бесценок частным владельцам, преимущественно крупным российским зарубежным компаниям. Чувашии нанесен ущерб в десятки миллиардов рублей.

А вместе с тем республика не способна жить за свой счет, существует на трансферты федерального центра. С каждым годом расходует все больше российских денег, стала “черной дырой” бюджета России.

Вообразите: трансфертов, денег на целевые программы больше не будет. Что с нами произойдет? Республика немедленно обанкротится. На самые необходимые расходы не хватит собственных денег”.

“Приватизировано примерно 70 процентов — наиболее ценная, перспективная часть имущества, которое республика получила словно бы в наследство от СССР. Его примерная стоимость — не менее 300 млрд. рублей (в нынешнем масштабе цен). А сколько дала в бюджет Чувашии приватизация? В общей сложности едва ли миллиард рублей наберется”.

В статьях были разобраны конкретные примеры последних, разорительных для республики сделок приватизации. Сейчас смогу привести лишь один пример (снова цитата):

“Был продан последний госпакет акций крупнейшего предприятия чувашского рынка горюче-смазочных материалов. “Чувашнефтепродукт” — это 6 нефтебаз, 49 АЗС, сотни единиц техники, десятки зданий и сооружений. Примерная стоимость — не менее 400 млн. рублей.

Сколько стоит четверть предприятия? До 100 млн. рублей и больше. Продали за 4,6 млн. рублей”.

Дополнительная информация: мало того, что блокирующий пакет предприятия продан по фиктивной, смехотворной цене (одна новая бензозаправка стоит вдвое дороже), да еще покупатель — “Волжская топливная компания” — оказался фиктивным, подставным. По нашим сведениям, за ним стоит гигант — “Татнефть”. Типичная схема местной приватизационной сделки: фиктивные цены госимущества, фиктивные покупатели, сам аукцион — фикция: реальной конкуренции нет, покупатель известен заранее. Это грубые отступления от федеральных законов о приватизации, о рынке ценных бумаг, от Гражданского кодекса РФ. Есть правовые основания для признания сделок недействительными.

Привел далеко не самый разорительный для республики факт дешевой распродажи ее имущества. На крупнейших предприятиях Чувашии ущерб исчисляется миллиардами рублей. Но этот пример удобен — для расшифровки одного из возможных механизмов корректировки приватизации. Из той же статьи:

“Приватизация отменяется решением Верховного суда ЧР. Основание — нарушения российских законов.

Реальная стоимость предприятия — не менее 400 млн. рублей. Это и будет объем новой эмиссии акций (можно выпустить 400 тысяч акций с номиналом в 1000 рублей). Подсчитываются все затраты нынешних собственников “Чувашнефтепродукта”, в соответствии с ними они получают то или иное количество акций нового выпуска. Видимо, не менее 80 процентов пакета останется в собственности республики. Все эти акции — в свободную продажу. Чувашия сможет заработать не менее 300 млн. рублей”.

Существенную поправку сделал один из читателей: продавать весь пакет не нужно — в “Чувашнефтепродукте” постоянен поток живых денег, его выгодно направить в бюджет республики.

Необходимое дополнение: механизм корректировки не ущемляет интересов коллектива предприятия. Напротив, часть денег от продажи нового выпуска акций нужно будет оставить в “Чувашнефтепродукте”. Пусть его работники сами решают, как их использовать.

Еще отрывок:

“По примерной прикидке, корректировки приватизации в наиболее сильных предприятиях Чувашии вернут республике ликвидное имущество с обоснованной стоимостью, соизмеримой с трансфертами федерального центра на ближайшие 5-6 лет вперед. Сможем наконец жить за свой счет”.

Как может выглядеть организация корректировок в масштабе республики? Нужно создать компактную аналитическую группу. Ближайшая задача — разработка проекта республиканского закона о приватизации, который должен принять Госсовет ЧР. С участием специалистов предприятий надо будет найти свои решения в каждом АО. В целом сложится республиканская программа приватизации.

Конечно, вся эта работа потребует денег. Но затраты окупятся с лихвой — каждый вложенный рубль даст, по скромной оценке, тысячекратную отдачу.

Чрезвычайно интересная задача и безусловно необходимая Чувашии. Но сейчас абсолютно не решаемая. Непреодолимое препятствие — Президент ЧР Н. Федоров и его команда управленцев. Предложения о корректировках “Чебоксарская правда” адресовала Госсовету, Правительству, Президенту ЧР. Реакция была нулевой. В конце концов пришлось публично обратиться к полпреду Президента РФ в Приволжском территориальном округе господину Кириенко.

Кроме корректировок приватизации в обращении был поставлен ряд других важных для Чувашии вопросов. В частности, о безобразно раздутом, неэффективном и коррумпированном аппарате управления республикой. Между прочим, господин президент, федеральные структуры у нас тоже несообразно громоздки.

Господин Кириенко отмолчался. Зато реакция Президента ЧР была взрывной и более чем странной. Вместо деловой оценки предложений подал иск в суд о защите чести, достоинства и деловой репутации к редакции “Чебоксарской правды” и автору статьи. Районный суд удовлетворил иск и перенес в свое решение текст извинения, написанный в исковом заявлении:

“Сведения в газете “Чебоксарская правда” от 21 февраля 2002 г., изложенные мной, Григорием Павловым, в авторской статье “Как ослепло “государево око” в части того, что “Приватизация, проведенная президентом Федоровым, Чувашию ограбила. Потому мы и оказались там, где сидим сейчас, — в яме нищеты” и “Вся пирамида исполнительной власти в Чувашии... пропитана коррупцией” не соответствуют действительности. Прошу извинения у Президента Чувашской Республики Федорова Николая Васильевича за ущерб, причиненный его деловой репутации, чести и достоинству распространенными мной в газете ложными сведениями”.

Без судебного разбирательства, невооруженным глазом видно — требования президента несостоятельны. Иск — глупость. Решение суда, теперь федерального органа, глупость в квадрате.

Причины обращения Президента ЧР в суд понятны. Газета нащупала самое уязвимое место в экономической политике Н. Федорова. В основе ущербных сделок приватизации лежат полюбовные соглашения больших чиновников Чувашии с руководителями крупнейших российских компаний. Они предоставляют различные льготы, привилегии, власть расплачивается обесцененным госимуществом. Все было бы славно, если бы это было личное имущество чиновников. Но они самовольно распоряжаются собственностью Чувашии, ее народа. А это уже преступление. В рамки Уголовного кодекса РФ не вписывается. К сожалению.

Есть и другая причина. За кулисами дешевой приватизации действует Межтерриториальная коллегия адвокатов “Клишин и партнеры”. Она происходит из Московской городской коллегии адвокатов, руководителем которой после своей отставки с поста министра юстиции РФ был Н. Федоров. Он приоткрыл столичным юристам дверь (или щель) в Чувашию.

В последний раз процитирую отрывок из своей статьи:

“Заезжие приватизаторы относятся к Чувашии как к краю непуганых идиотов, где живут простаки, с которых можно без особых хлопот снять последнюю рубашку. Вместе со штанами. И ведь снимают.

Почему эти господа действуют так бесцеремонно? Потому что у них политическое, государственное прикрытие — Президент ЧР и чиновники, которым он отдал приватизацию.

Роль МКА “Клишин и партнеры” тоже ясна. Члены уважаемого сообщества обеспечивают юридическое прикрытие, правовую “крышу” дешевого перераспределения собственности”.

МКА тоже обратилась с иском в суд. Ответчики те же, тот же результат: суд иск удовлетворил.

Весь этот вздор, который к правосудию отношения не имеет, малоинтересен. Другое огорчительно: стало окончательно ясно, что без смены власти корректировки приватизации не состоятся, республика, как и раньше, будет жить за чужой счет, без коренных перемен в темпах экономического роста, качестве жизни населения.

А смена власти сейчас весьма проблематична. Высокие российские чиновники взахлеб превозносят Президента ЧР. То он “политик европейского масштаба”, то “один из самых квалифицированных юристов России”, а госпожа Матвиенко даже заявила, что они, т.е. Правительство РФ, “многому учатся у Президента ЧР”. Чему, любопытно? Закулисным сделкам с госимуществом? Или саморекламе, дурному шуму вокруг “пилотных проектов, которые апробирует Чувашия”?

Особую остроту, даже пикантность ситуации создало небезынтересное обстоятельство: “Чебоксарская правда” — газета республиканского отделения КПРФ, предложения о корректировке результатов приватизации поддержали коммунисты-депутаты Госсовета ЧР. О чем это свидетельствует? О том, что коммунисты пытаются остановить демократические реформы Президента ЧР, как утверждают преданные Н. Федорову чиновники? Очередной миф или блеф окружения президента.

Другой вывод безусловен: “Чебоксарская правда”, депутаты-коммунисты выражают подлинные интересы самых широких слоев населения — от безработных до предпринимателей, не запятнанных скупкой по дешевке имущества республики. Иначе говоря, народа Чувашии.

Они пытаются сдвинуть с мертвой точки большое, полезное для республики дело, лишенное всякой идеологической окраски. Это просто дело, которое нужно сделать. Во что бы то ни стало.

В этом смысл обращения к вам, господин президент. Не мне подсказывать, как вам действовать. Одно понятно: Россия больше не должна терпеть республику-иждивенку, чья нищета фиктивна.

Чувашия прекрасно может обойтись без финансовых костылей России. Если для этого необходимо отстранение господина Федорова от власти, надо пойти на эту крайнюю меру. Она будет необходимой — убежден в этом.

Григорий ПАВЛОВ.

Hosted by uCoz