№ 16 от 25 апреля 2002 г.

Мы ощущаем боль утраты...

Умер Николай Павлович Цаглов, полковник в отставке, убежденный коммунист, военный педагог. Интеллигент до мозга костей, примерный муж и отец, любимый дедушка... Нет слов, чтобы выразить скорбь по преждевременно ушедшему старшему другу и соратнику, с которым свела жизнь, с которым мы находились в одном строю. К сожалению, не так долго, как нам бы этого хотелось. Теперь мы, его товарищи, ощущаем боль невосполнимой утраты...

 Все сознательные годы своей жизни Н.П. Цаглов отдал служению Родине, верным сыном которой он был до последнего вздоха. Буквально за день до своей кончины Николай Павлович позвонил мне, чтобы узнать, как прошел митинг на Красной площади и успешно ли работает недавно созданная Комиссия по военно-патриотическому воспитанию молодежи (где он возглавлял лекторскую группу).

Н.П. Цаглов был безотказен. По-другому он просто не мог. Такова была его мораль, его убеждения. Несмотря на слабое здоровье, Николай Павлович всегда брался за самые трудные задачи и успешно справлялся с ними, являя собой пример, достойный подражания...

Этого замечательного человека я знал много лет, с 1954 года, еще по совместной службе в Вооруженных силах.

В 18 лет, в 1939 году, Николай Цаглов окончил военно-пехотное училище и стал преподавателем этого учебного заведения, которое выпускало командиров Красной Армии. Без сомнения, здесь работали лучшие военные специалисты, профессионалы, которых так не хватало в войсках, сражающихся против фашистских оккупантов в годы Великой Отечественной войны. Но они, рвавшиеся на фронт, вынуждены были выполнять свою, очень важную миссию — готовить командиров для Красной Армии, для Великой Победы.

И все же Николай Павлович успел повоевать — с февраля 1945 года участвовал в Восточно-Прусской операции. Вот как он сам вспоминал об этом:

“...Уже 27 февраля 1945 года состоялось мое “боевое крещение”. Хорошо укомплектованная 2-я танковая дивизия немцев, гренадерский полк и два пехотных батальона нанесли удар по стыку между нашей и соседней дивизией. Здесь находился наш 449-й полк. Благодаря превосходству в силах немцы, прорвав оборону на переднем крае, преодолели речку Штрафик и прорвались на 8-10 км в глубь нашей обороны.

На участке нашего полка гренадеры, поддерживаемые танками, также вытеснили нас с позиций. Весь день здесь шел упорный бой. Командир полка подполковник Филатов приказал выдвинуть на занимаемые позиции всех, кого можно было еще собрать из других, главным образом тыловых, подразделений, в том числе — поваров, связистов, санитаров, легкораненых из медпункта. Этими силами более двух суток мы не допускали дальнейшего прорыва немцев (благо, в нашем расположении было много трофейного оружия, боеприпасов, брошенных немцами еще в предыдущих боях, при отходе).

Воспользовавшись ослаблением немецкой пехоты, наш полк атаковал врага и вернул свои прежние позиции. Но и здесь не обошлось без максимальной мобилизации всех сил для пополнения атакующих рот. В атаке участвовало все командование и весь состав штаба полка. Немногие достигли этого рубежа — потери были очень значительными. Дальнейшего наступления не получилось...

В этих боях я приобрел хороший опыт и как офицер-командир, и как рядовой боец. Здесь я понял: в критической обстановке люди взрослеют и развиваются значительно быстрее.

13 марта 1945 года началось новое наступление советских войск в Восточной Пруссии, которое завершилось выходом нашей 5-й армии к Балтийскому морю (юго-западнее Кенигсберга) и полным разгромом немецкой группировки. 9 апреля капитулировал Кенигсбергский гарнизон. С 13 по 25 апреля была разгромлена группировка врага на Земландском полуострове. Война неумолимо близилась к концу.

В этот период Москва неоднократно салютовала артиллерийскими залпами всему личному составу нашей 5-й армии. Каждому бойцу и командиру была объявлена личная благодарность Верховного Главнокомандующего маршала И.В. Сталина, текст которой в виде удостоверения был вручен всем солдатам, сержантам, офицерам и генералам...”

За ратные подвиги Н.П. Цаглов был удостоен двух орденов Великой Отечественной войны 2-й степени, ордена Красной Звезды, медали “За боевые заслуги” и других наград.

После войны, в 1946 году, Н.П. Цаглов поступил в Высшую военную академию им. М.В. Фрунзе, после окончания которой служил в Забайкальском военном округе — командиром мотострелкового батальона, начальником штаба и командиром механизированного полка...

Хорошо помню нашу первую встречу. Николай Павлович, тогда еще подполковник, прибыл в составе группы офицеров военного округа для проверки боевой готовности нашей дивизии. Была ранняя осень 1954 года. Среди офицеров Цаглов выделялся своей подтянутостью, дисциплинированностью, тактом и культурой. Все, даже старшие по рангу, относились к нему с особым вниманием и предупредительностью. Это был офицер, на которого все равнялись.

Когда наступил час проведения контрольных стрельб офицерского состава из личного оружия, я как офицер категории командиров взводов стрелял в последнюю очередь. И хотя при стрельбах подобного рода уверенность не покидала меня, на этот раз, как и многие мои товарищи, растерялся. Дело в том, что разрешения встать на место заболевшего начальника клуба попросил один из проверяющих офицеров. Это был подполковник Н.П. Цаглов. Стрелял он очень уверенно и хладнокровно. Но результаты, как он сам сказал, его несколько опечалили: выбил 46 очков из 50. (Кстати, много лет спустя на стрельбах из личного оружия в тире ЧГУ теперь уже заведующий военной кафедрой университета Н.П. Цаглов, повторив этот результат, занял первое место.)

Военную службу Николай Павлович закончил в 1975 году в должности начальника военной кафедры ЧГУ, но до 1984 года продолжал работать преподавателем, активно участвовал в общественно-политической и военно-патриотической работе.

Николай Павлович Цаглов был Человеком с большой буквы, надежным другом и товарищем. Как и многие другие представители его поколения, он всегда стремился внести свой достойный вклад в общее дело, в нашу Великую Победу — и тогда, во время войны, и сейчас, в борьбе против нынешнего антинародного режима. Таким он был в жизни, таким он останется в нашей памяти. А память эта нетленна. Его последователи, товарищи и соратники приложат все свои усилия для утверждения тех идеалов, которым был верен до последнего вздоха, во имя которых жил и боролся этот замечательный человек...

Иосиф ВАЙНЕР,
полковник в отставке.

 

 

Hosted by uCoz