На правовом поле
А тело-то было...
Никак не поспеет “Чебоксарская правда” за “Советской Чувашией”. У той в каждом номере какая-нибудь ложь: или хвала единственному и неповторимому Президенту ЧР, или клевета на оппозицию Н. Федорову. Не можем вовремя откликнуться. Наша газета выходит раз в неделю, печатается в Нижнем Новгороде, а “СЧ” — пять раз, и от редакции до типографии две минуты неспешной ходьбы. Поневоле отвечаем только на особо выдающиеся образцы вранья.
Вот и снова опаздываем. Не успели привезти в Чебоксары тираж прошлого номера, где опровергли фальшивку придворной газеты — лживый и глупый отчет Н. Васильева с заседаний Калининского районного суда Чебоксар, который рассмотрел иск Президента Федорова к редакции “Чебоксарской правды” и автору этих строк, а “Советская Чувашия” уже выдала новую порцию вранья. На этот раз в статье И. Антонова и Б. Кузьмина с громким названием “Закон для всех. Для депутатов тоже”.
Больше недели прошло, и этот номер праздничный — к ругани не располагает, но ответить придется. Тем более что “Советская Чувашия” оклеветала постоянного автора “Чебоксарской правды”, депутата Госсовета ЧР И. Молякова.
Авторы очередной фальшивки утверждают, что И. Моляков должен ответить “за ту грязь, которая была вылита со страниц газеты “Чебоксарская правда” на главу республики Н. Федорова и его семью в период президентских выборов”. Любопытна следующая фраза: “Абсолютно нет никакого желания напоминать фабулу моляковских “шедевров” — чего в грязи-то копаться?” Желания у них нет, согласен. Потому что если эту самую фабулу вспомнить, сразу станет видно: не И. Моляков льет грязь на президента, а президент и “Советская Чувашия” — на И. Молякова.
В статье “Тело на обочине” (“ЧП” за 06.12.01) в самых общих чертах, без пакостных деталей было рассказано о преступлении, которое совершил отец Н. Федорова. И. Моляков опирался на документы следователя ОВД и народного суда Чебоксарского района. “Советская Чувашия” вынудила еще раз коротко вернуться к этому уголовному делу.
Федоров-старший чуть не забил до смерти чем попало — табуреткой, ее обломками, ногами, руками — своего бывшего зятя Васильева. Ночью вместе с женой погрузили бездыханное тело на мотоцикл, отвезли из Ишлей за Кугеси, сбросили в лесополосе у дороги на Цивильск. Васильев стал приходить в себя, Федоров начал его добивать — прыгал на груди, бил ногами. Утром тело случайно обнаружил велосипедист, оттащил на обочину дороги и вызвал “скорую помощь”.
Приговор суда оказался неоправданно мягким — всего 3 года лишения свободы, к ответственности не привлекли мать президента, хотя ее соучастие в тяжком преступлении было очевидным.
В ходе следствия и суда обнаружилась единственная достоверная причина расправы — Васильев выкопал и продал картофель с общего с бывшей женой огорода. Вот так: из-за трех-четырех мешков картошки был зверски избит человек.
Эти события произошли в августе-декабре 1972 года. Будущему президенту было тогда 14 лет, он привлекался следствием в качестве свидетеля, поэтому не может не помнить семейной трагедии.
“Советская Чувашия” с умилением сообщила своим читателям, что Н. Федоров “как обычный гражданин обратился в прокуратуру с заявлением о проверке опубликованных фактов. После проверки стало ясно, что можно открывать уголовное дело по признакам клеветы. В связи с этим прокурор республики С. Зайцев просил парламент снять депутатский иммунитет с Молякова”.
А как было на самом деле? Н. Федоров действительно обратился в прокуратуру — в конце декабря прошлого года. Уголовное дело по грозной статье 129 часть 3 УК РФ, где распространение клеветы наказывается лишением свободы сроком до 3 лет, было заведено в прокуратуре Чебоксар. “Советская Чувашия” и некоторые другие средства информации республики размножили явно сфабрикованное в недрах администрации президента сообщение “Клевета наказуема”, в котором И. Моляков был признан виновным — до и без суда. В редакции был проведен обыск, И. Молякова и сотрудников газеты вызывали на допросы.
“Чебоксарская правда” была вынуждена напечатать документы уголовного дела и суда (“ЧП” за 14.02.02). После этого рвение следователей прокуратуры увяло — документы не оспоришь. Дело о клевете начали спускать на тормозах.
И вот почти через 4 месяца (!) после обращения президента словно бы проснулся прокурор ЧР С. Зайцев. Почему? Факты были проверены, как утверждает “СЧ”? Чепуха! Нечего проверять. Документы, подтверждающие правоту Молякова, существуют и опубликованы.
Причина в другом. Началось жесткое давление на “Чебоксарскую правду”, нас затаскали по судам. И. Моляков выступал там свидетелем с нашей стороны, приводил убедительные факты коррупции, разорения республики дешевой распродажей национального достояния. Довел власть до белого каления. Удар по нему нанес господин Зайцев.
К несказанному удивлению прокурора и окружения Н. Федорова Госсовет согласия не дал. “Советская Чувашия” по этому поводу язвительно заметила: “Наблюдатели, в том числе со стороны федералов, предположили, что народные избранники примеряют эту ситуацию на себя, и исходя из этого голосуют”. Да нет. Мотивы проще: депутаты читали опубликованные у нас документы и понимали несостоятельность просьбы прокурора. Даже для “карманного” парламента она оказалась чересчур вздорной.
Вторая половина статьи И. Антонова и
Б. Кузьмина — неудобоваримый бред. Оказывается, согласие депутатов не
обязательно. Конституционный суд РФ признал неконституционным запрет на
привлечение депутата к уголовной или административной ответственности без
согласия законодательного органа. Конкретным поводом стал широко известный
скандал вокруг А. Быкова. Конституционный суд отказал ему в депутатской
неприкосновенности. Если верить “СЧ”, в республиканской прокуратуре
постановление Конституционного суда РФ собираются “внимательно изучить
юридическим взглядом”.
Ничего не надо изучать. Прецедента не получится. У двух скандалов только одна общая черта — замазываются их истинные причины. Но они режут глаз. Почему Быкова задергали? Потому что не отдает 28 процентов акций крупнейшего в России Красноярского алюминиевого завода. Собираются конфисковать пакет по приговору суда. А почему на Молякова давят? Потому что становится все неприятнее, опаснее для власти, для президента Федорова. Значит, надо морально уничтожить, еще лучше — отправить за решетку.
Что бы следовало работникам прокуратуры изучить “внимательным юридичес ким взглядом”? Обращение президента. Впрочем, не обязательно “внимательным” и “юридическим”, достаточен непредвзятый взгляд — он тут же покажет, что претензии Н. Федорова к И. Молякову абсолютно необоснованны. Давно пора, господа прокуроры, сказать президенту правду. Боитесь? Боитесь. Понять вас можно. Оправдать нельзя.
Должен обратиться лично к А. Зайцеву.
В своем представлении Госсовету ЧР вы оболгали депутата И. Молякова — приписав ему утверждения, которых в его статье “Тело на обочине” не было. Так, он вовсе не писал, что отец Н. Федорова осужден за убийство. Чтобы обосновать свою ложь, вы применили нечистоплотный трюк: процитировали слова Молякова: “Пассажиры мотоцикла решили избавиться от трупа и сбросили тело...”, а продолжение отбросили. Между тем дальше в статье сказано: “Слава Богу, признанный мертвецом мужчина задышал. Его обнаружил случайный велосипедист. Вызвал “скорую помощь”. Где же тут убийство?
В статье нет ни слова о том, что подросток Н. Федоров участвовал в расправе над Васильевым, И. Моляков ни в чем не обвиняет Президента ЧР. Поэтому ваша заумная фраза — “соединение с обвинением в совершении особо тяжкого преступления” — полная ерунда. И неужели вот так вы квалифицируете преступление Федорова-старшего? Сами того не заметив. Осторожнее, точнее вам надо выбирать слова. Вы не писатель, не журналист — прокурор.
Вы пишете депутатам, что Н. Федоров “судом об обстоятельствах совершенного преступления не допрашивался”. А кто с вами спорит? Будущий президент значился в списке свидетелей. Что у него выяснял следователь, И. Моляков не знал, читателям не сообщил.
И наконец, самая поразительная ваша ложь: “Кроме того, следствие располагает данными, свидетельствующими о том, что автором статьи “Трупы семьи Федоровых” является Моляков И.Ю.”. Нет таких данных. Их быть не может. Потому что никакого отношения к этой статье Моляков не имеет. Истинного автора вы уже не привлечете к ответственности. Что даже хорошо. Потому что вышесказанное убеждает: замордовали бы человека — ни за что ни про что.
Кого вы защищаете, господин прокурор? Закон, правосудие или президента Федорова? Не кажется ли вам, что в этом конкретном случае вы продемонстрировали явное несоответствие своему служебному положению?
Направляем эту статью, статью “Тело на обочине” и ваше представление в Госсовет ЧР в Генпрокуратуру РФ. Попросим дать квалифицированные ответы на эти вопросы. Кстати, группа депутатов Госдумы РФ уже направила запрос по этому поводу лично Генеральному прокурору РФ В.Устинову. Запрос подписали 21 депутат ГД (кроме В.Шурчанова это В. Романов, И. Мельников, А. Куваев, Е. Личачев, А. Апарина и др.).
Обращаюсь лично к Н. Федорову.
Господин президент! Вы же знаете, что в статье “Тело на обочине” И. Моляков сообщил чистую правду. Было тело, валялось на обочине дороги. Не надо с фактами спорить. Они упрямы, непременно против вас обернутся.
На встрече с журналистами негосударственных газет вы рассказали, что перед обращением в прокуратуру попросили совета у митрополита Варнавы. Поступили как глубоко верующий, богобоязненный человек. Надо бы и сейчас повести себя таким же образом. Великий на вас лег грех: неправедно обвиняется человек. Это ненавистный вам Моляков. Верно. Но перед Господом все равны.
Хорошо бы вам попросить отпущения грехов у митрополита Варнавы и позвонить прокурору Зайцеву — чтобы закрыл неугодное Богу дело. Разрешите напомнить вам: Великий пост продолжается, очищения души требует. А заодно отзовите иск к нам из Верховного суда ЧР. Ваши честь, достоинство и деловую репутацию он не защищает, напротив — унижает. И опять же никак не согласуется с православными заповедями.
Творение И. Антонова и Б. Кузьмина ук расило особый номер газеты — с рассказом о праздновании 85-летия “Советской Чувашии”. На первой странице — подборка фотографий, открывает ее радостное лицо главного редактора А. Соловьева, в руках — какой-то замысловатый букет. На снимках — гости, работники редакции. Море светлых улыбок.
На двух страницах — поздравления. Как водится в таких случаях, безумно неправдоподобные оценки: “надежный источник богатой и объективной информации”, “наиболее читаемая и авторитетная”, “высоко ценим профессионализм, знание и опыт сотрудников”, “флагман печати Чувашской Республики” и т.п.
Остановил где-то вычитанной им фразой генеральный директор
ОАО “Чувашпечать”
С. Александров: “СЧ” — это нормальная газета для нормальных читателей”. Нет, не
так. “СЧ” — это газета, тяжело больная лицемерием, лестью, предназначена людям,
которым эти качества греют душу.
Лечить надо. Рецепт у меня один: пишущим господам из редакции “Советской Чувашии” лучше заняться другими делами — не требующими такого напряжения ума и характера, какой необходим в журналистике. Советую вам стройной колонной, с главным редактором впереди, уйти из Дома печати, оставить все эти свои кабинеты с кипами бумаг, телефонами, компьютерами, электрочайниками, банками кофе.
Весна на дворе. Воздух свеж, небеса блещут. И жизнь, в общем-то, не так уж плоха. Много в ней есть разных интересных и полезных занятий.
Лично я рекомендую журналистам “СЧ” переквалифицироваться в дворники. Глубоко символичный был бы поступок. Что вы делаете сейчас, господа? Умножаете количество словесного мусора, лжи. А ими мир и без того переполнен. С метлой в руках начнете умножать количество чистоты. Доброе будет дело.
Григорий ПАВЛОВ.