Грани человеческие
Урок длиною в жизнь
Александр Константинович Медведев родился в день рождения А.С. Пушкина и в год правления Николая Второго — 5 июня 1914 года в д. Полевые Буртасы Казанской губернии. Пушкина любит до сих пор, но жизнь свою связал не с поэзией, а с физикой и математикой.
А.К. Медведев — отличник народного образования, ветеран Великой Отечественной войны, инвалид I группы. Несмотря на преклонные годы, как и все математики, имеет отличную память. Поэтому и рассказ о себе начал с воспоминаний о детстве.
Когда Саше было три года, после службы в царской армии, в чине унтер-офицера, вернулся домой отец. Через месяц направили Медведева-старшего на курсы красных командиров, по окончании которых он стал начальником обозного отряда. Хорошо помнит Александр Константинович тот год, когда красные освобождали от белогвардейцев его родную деревню. “Они шли уставшие и обессиленные — кто на лошади, кто пешком. А я стоял и смотрел, все ждал и ждал отца...”
Но отец вернулся позже, когда в селе была установлена советская власть. В 1919 году отец скончался, прожив с семьей совсем недолго. Остался Саша с мамой. Закончил шестилетку, школу II ступени, один год проучился в педагогическом техникуме и пошел работать.
Так сложилось, что пришлось Александру побывать и в Сибири, и на Урале. Работал в сельском хозяйстве, строил железную дорогу. Но его неотступно преследовала мысль о том, что время идет и надо учиться. Поехал в Пермь, искать своего друга, который учился на рабфаке. До сих пор помнит Александр Константинович свой плетеный чемоданчик с сухарями, что положила в дорогу мама. Ох как выручили его эти сухари. Время было голодное. Подрабатывал, жил в холодном бараке. Но студентом все же стал. Был зачислен на I курс Пермского молочно-овощного института.
Проучившись там один год, Александр все же решил ехать в Казань. Там и сбылась его мечта: стал студентом физико-математического факультета Казанского университета. Науки давались легко, особенно математика и физика. В ту пору здесь был очень силен преподавательский состав. В университете читали лекции профессоры еще дореволюционной школы.
Профессор Н.А. Парфентьев, лауреат Нобелевской премии, преподавал историю математики. Говорил на итальянском, французском и польском языках. Вспомнил Александр Константинович и члена-корреспондента Академии наук А.Н. Чеботарева, который читал курс алгебры, а в свое время учился с О.Ю. Шмидтом, легендарным челюскинцем.
Профессор Варшавского университета М.Г. Матисон вел курс теоретической физики. Его беседы о том, что такое научная работа и как ее вести, Александр Константинович помнит до сих пор. Воспитывал профессор в своих студентах и дисциплинированность. Не разрешал им никаких свободных посещений, даже в выходные заставлял работать.
Как-то не было Александра два дня на занятиях — не в чем было идти в университет, остались только галоши на подвязках, а на улице февраль. Об этом узнал декан факультета В.А. Баранов и отдал студенту Медведеву свои подшитые валенки. “Ох как я их берег, потом отнес обратно”, — вспоминает теперь Александр Константинович. О своих педагогах он рассказывает с теплотой, даже слезы появились на его невидящих глазах. Ведь уже 20 лет Александр Константинович совершенно слепой...
После революции началась новая эра в науке. Появились другие профессоры — Завойский, Четаев, Персидский — ученики тех, дореволюционных, сильнейшие преподаватели. (К слову, из тридцати одного студента-математика, профессорами стали тридцать. Среди них и наш земляк Быков из Красночетайского района. По направлению он попал в г. Фрунзе. Стал первым академиком, руководил математическим отделом Академии наук Киргизии.)
Сдав госэкзамены на “отлично”, Александр Константинович приехал в Чебоксары. В Министерстве просвещения ему предложили место математика в Чебоксарской школе №3, дали молодому учителю два 9-х и один 10-й класс. Тогда он за три дня до занятий изучил все школьные учебники математики и был поражен: “Какие глубокие знания дал мне Казанский университет, ведь я же физик!”
За свой первый урок Александр Константинович получил “пятерку”. Ученики его полюбили. Медведев увлек их игрой в шахматы, устраивал соревнования, организовал кружок авиамоделистов. Параллельно с работой в школе стал ассистентом в пединституте, вел лабораторные работы, на каждую написал методические указания. Разрабатывал свои пособия и на кафедре физики и математики в сельхозинституте.
А с сентября 1940 года Александр Константинович окончательно перешел работать в пединститут, на кафедру физики. Из школы пришлось уйти. Еще через полгода стал заместителем декана физико-математического факультета. Было трудно, но рядом с ним работали настоящие энтузиасты своего дела. Это преподаватели Бокарев, Сутягин, Горшенин и Максимов...
Началась Великая Отечественная война. Александр Константинович попал на Западный фронт, в 1942 году, подо Ржевом, получил ранение. Медведев долго лечился в госпиталях, затем был признан негодным к строевой службе и был направлен в запасной полк. И по сей день большой осколок возле почки напоминает ветерану о фронте.
После войны младший лейтенант Медведев вернулся на родину, в свой пединститут. Из преподавателей его кафедры с фронта не пришел никто, погибли все...
Проработав в пединституте 10 лет, Александр Константинович решил вернуться в школу. Почти 20 лет преподавал он в Канаше, Батыреве и Яльчикском районе. Когда в школах Батырева был введен новый предмет — электротехника, Медведев с одним из своих учеников оборудовал прекрасный кабинет для занятий. Тогда и пришла ему в голову мысль: а почему бы не готовить при школе сельских электриков? И осуществил свою идею, стал вести факультативные занятия. В результате 30 человек успешно сдали экзамены и получили удостоверения электриков высшей категории.
В 1962 году вернулся Александр Константинович в Чебоксары, стал преподавателем планово-экономического техникума. В то время начали внедрять ЭВМ, и Медведев сразу освоил это новшество...
Так прошли годы. Теперь Александр Константинович гордится своими воспитанниками. К примеру, его ученик Н.А. Иванов — доцент кафедры философии Московского физического института. Еще один бывший ученик — Юлдашев — стал крупным инженером-химиком, а студент Медведева Воронцов возглавлял филиал Горьковского политехнического института. Владимир Фомин занимался внешнеторговой деятельностью одного из крупных предприятий. У Александра Константиновича есть визитка Фомина. “Но я не звоню ему, стесняюсь таких больших людей”, — скромно говорит Медведев.
Несколько лет Александр Константинович занимался научной работой “Развитие умственного мышления в ходе преподавания физики”. Сегодня, говорит он, слишком большую ставку делают на компьютеры. Но ведь они только помогают, а ум от этого не развивается. Уверен Медведев и в том, что нет неспособных учеников. Есть только неумелые преподаватели. И каким будет ученик — во многом зависит от учителя. Кстати, двоечников у Александра Константиновича не было. Вместо “двойки” он просто ставил точку, но в следующий раз обязательно спрашивал нерадивого ученика. Как-то подошла к Александру Константиновичу его выпускница, уже сама преподаватель, и сказала, что теперь пользуется методом своего учителя — вместо “двоек” ставит точки...
Медведев не только выпустил много учеников — воспитал он и троих сыновей. Физиками они не стали, но, закончив ЧГУ, связали свою жизнь с электротехникой.
“Вся наша жизнь — это школа”, — в заключение нашей встречи сказал Александр Константинович. Мне же хочется добавить: школа, состоящая из трудных уроков.
А для Александра Константиновича вся жизнь — урок. Вернее, у него — урок длиною в жизнь...
Людмила МОШКАРЕВА.